Логин :    Пароль :


Регистрация на сайте | Напомнить пароль?

Разделы:

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Новые ноты:

Реклама:


» 

Шутка юмора:

Жизнь человеку даётся один раз, и в основном случайно...


Материалы сайта:

Популярные ноты:



Друзья:



 





Кукубаев Анатолий Кукубаевич Композиторы
Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, член Союза композиторов Республики Башкортостан, лауреат премии имени Г.Саляма Анатолий Кукубаевич Кукубаев (1937—2002) — из тех, о которых говорят: «широко известный в узких кругах». Действительно, это так. Можно спросить любого баяниста из любого региона России, и вам ответят, что Кукубаев еще и прекрасный композитор. Это был яркий, необыкновенно талантливый человек, многогранная и интересная личность.

Мариец по национальности, он все свое творчество посвятил башкирской музыке. Возможно, девизом всей его творческой жизни могут стать такие его слова: «Я пишу башкирскую национальную музыку. Я мыслю по-башкирски».

Если говорить об Анатолии Кукубаеве как о композиторе, то одной из характеристик его творчества могут стать слова «пропагандист башкирского фольклора». Действительно, большая часть его композиторского наследия так или иначе связана с башкирской народной музыкой: это и большое количество обработок башкирских мелодий, и использование их в качестве исходного материала в крупных, серьезных произведениях, и всевозможные музыкальные «намеки» на башкирскую музыку в авторских сочинениях.
Баян — стержень творчества

В наследии композитора есть сочинения для симфонического и духового оркестров, для хора, для голоса, для различных инструментов. Но Анатолий Кукубаев более всего известен как композитор-народник. Действительно, признание, известность и любовь ему принесли произведения, написанные для народных инструментов и, прежде всего, для баяна. Именно баян познакомил музыкантов и слушателей всего Советского Союза, а позднее и зарубежья, с этим композитором.

60-е годы – начало композиторского пути Анатолия Кукубаева. Это время, когда баян — русский народный инструмент — утверждает себя как профессиональный инструмент, совершенствуется его конструкция, меняется его основная концепция и философия. Баян впервые заявляет о себе как об академическом инструменте, способном стать на одну ступень с фортепиано и скрипкой. Этот подъем баянного искусства требовал нового репертуара. Такого, который отвечал бы всем условиям, поставленным новой концепцией инструмента. Одним из направлений, в котором стал развиваться современный баянный репертуар, стало преломление фольклорных традиций через новые возможности инструмента.

Анатолий Кукубаев стал одним из композиторов, почувствовавших веяние этого направления. Будучи студентом Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, он создает ряд произведений для баяна в жанре обработки народных мелодий, которые сразу же были опубликованы в центральных издательствах страны. То, что в качестве исходного материала молодой композитор использует незнакомый московским музыкантам башкирский фольклор, привлекает внимание не только издателей, но и исполнителей. Башкирская народная музыка в обработке Анатолия Кукубаева начинает звучать и в Москве, и по всему Советскому Союзу.

Есть еще одна причина, по которой многие музыканты прочно связывают имя Анатолия Кукубаева с музыкой для баяна. Это большое количество произведений, написанных для инструмента. Здесь есть произведения на любой уровень подготовки: для детей, для учащихся и студентов, для концертирующих музыкантов.

Благодаря таланту выдающихся баянистов нашей республики, сочинения Анатолия Кукубаева стали известны и зарубежным слушателям. Так, в 1972 году музыкальную жизнь Уфы взволновало знаменательное событие. Впервые лауреатом престижного международного конкурса «Дни гармоники» в Клингентале (Германия) стал уфимский музыкант — Раджап Шайхутдинов. Ныне заслуженный артист РФ, заслуженный артист РБ, профессор, проректор и заведующий кафедрой народных инструментов Уфимской государственной академии искусств имени З.Исмагилова, на тот момент он являлся студентом Уфимского государственного института искусств. Такое достижение — звание лауреата международного конкурса — было радостным событием для всех музыкантов республики, но для Анатолия Кукубаева радость была особенной. Во-первых, потому что Шайхутдинов во время учебы в училище являлся его учеником. А во-вторых, в конкурсную программу своего выступления он включил произведение Анатолия Кукубаева «Вариации на башкирские народные темы».

С «легкой руки» Раджапа Шайхутдинова сочинения Анатолия Кукубаева стали нередко исполняться на различных международных конкурсах и фестивалях. На IX международном фестивале баянистов в городе Крагуевац (Югославия) в 1998 году Александр Гатауллин в числе прочих произведений своего репертуара указал пьесу Анатолия Кукубаева «Покуде». Удивленным башкирским журналистам он пояснил, что когда составлялась программа, то никак не удавалось объяснить сербам, что такое «Йыуаса». Так называется обычай в башкирских деревнях: когда приходит гость, ему дают чашку с кумысом, чтоб не скучал, пока хозяева хлопочут на кухне. Оказалось, что у сербов тоже есть подобный обычай. Только вместо кумыса— морс. Называется это «Покуде», этим словом и заменили название произведения Анатолия Кукубаева, чтобы донести до слушателей замысел композитора.
Курай — символ Башкортостана

Кроме баяна, в своей творческой деятельности Анатолий Кукубаев обращался и к другим инструментам: аккордеон, домра, балалайка, ксилофон, кларнет. Но особенно интересным представляется его творчество, связанное с традиционными башкирскими народными инструментами, такими, как курай и домра. Возможно, это были попытки вывести эти инструменты из чисто фольклорного уровня на новую, более академическую ступень. Анатолия Кукубаева интересовало не только звучание башкирских народных инструментов как таковых, но и их сочетание с различными составами оркестров. Так в 1980 году появляется произведение, написанное для курая и оркестра русских народных инструментов. Сейчас, когда курай полноправно занял свою нишу в музыкальной среде Башкортостана, этот факт может показаться незначительным. Но в те годы это был прорыв. Возможно, что сочинение Анатолия Кукубаева было первым шагом к тому, чтобы на курай стали обращать внимание композиторы и музыканты академического направления. Сейчас почти каждый композитор Башкортостана имеет в своем творчестве произведение для курая с оркестром (симфоническим или народным), и многие оспаривают первенство. Анатолий Кукубаев был первым в этом направлении. Его «Народные мелодии для курая с оркестром русских народных инструментов» впервые прозвучали с «Голубого огонька» во время встречи нового 1981 года. Позднее, в 1983 году, эта пьеса прозвучала на международном фольклорном фестивале в Венгрии «Сегет—83». .

В 1982 году Анатолий Кукубаев делает еще один шаг в освоении башкир-ских народных инструментов — создает пьесу «Дружба» для ансамбля кураистов и оркестра русских народных инструментов. Это произведение композитор посвятил 425-летию добровольного присоединения Башкортостана к Русскому государству. Народные инструменты в этой пьесе являются символами двух народов, через сочетание их звучания выражена идея дружбы Башкортостана и России.

Еще одно произведение в этом же ключе появляется в 1986 году — пьеса «Башкирский сувенир» для квартета башкирских народных инструментов (курай, кубыз, домра, тальянка) и оркестра русских народных инструментов. Это сочинение впервые с успехом было исполнено в 1987 году на авторском концерте композитора.
Мастер оркестра
Осваивая в своем творчестве все больше и больше народных инструментов, композитор пишет несколько произведений для учебного оркестра башкирских народных инструментов при Уфимском училище искусств. Это фантазия «Уфа — город мой» (1992 год) и «Марш Салавата» (1993 год).

Наверное, не было случайностью, что Анатолий Кукубаев стал одним из самых плодотворных композиторов в деле написания музыки для Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, когда такой коллектив появился в нашей республике. Ведь за плечами композитора был немалый опыт создания музыкальных произведений для различных народных инс-трументов, оркестров и ансамблей разных составов.

В 2001 году культурная и общественная жизнь республики всколыхнулась благодаря неординарному событию: при Башкирской государственной филармонии был создан Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан (НОНИ РБ). В этом коллективе объединились и традиционные башкирские народные инструменты: курай, башкирская домра, кубыз, кыл-кубыз; и русские народные инструменты: баян, балалайка; и инструменты, которые все привыкли видеть в симфоническом оркестре: скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта. Этот необычный по инструментальному составу оркестр вызвал интерес не только у слушателей, но, прежде всего, и у композиторов. Состав оркестра был настолько уникален, что ни одно из существующих на тот момент произведений нельзя было просто предложить этому коллективу для исполнения. Перед композиторами, которые взялись за написание музыки для НОНИ РБ, стояла сложная задача. Симфонические оркестры имеют многовековую историю, сложившиеся традиции, оркестры русских народных инструментов существуют уже более ста лет, и за этот период накоплен большой музыкальный материал, то есть современным композиторам есть на что опираться при создании музыки для этих составов. С НОНИ РБ все было по-другому. Это была terra incognita в музыкальном мире. Как писать? Что писать? На эти вопросы предстояло ответить композиторам. Эта работа была настолько же трудной, насколько и интересной. Нужно было найти баланс звука, распределить функции каждой группы инструментов, найти сочетание тембров, и еще много творческих задач поставил перед композиторами этот совсем еще молодой коллектив.

Анатолий Кукубаев одним из первых взялся за дело. Первая репетиция НОНИ РБ состоялась 17 марта 2001 года. К этому дню Анатолий Кукубаев подготовил несколько своих произведений и оркестровал небольшие пьесы Камиля Рахимова и Наримана Сабитова — признанных классиков профессиональной башкирской музыки. Музыканты оркестра часто вспоминают первую репетицию: это и слова напутствия, и первый взмах дирижера, и, конечно, первые произведения. Самым первым музыкальным сочинением, которое сыграл коллектив, была пьеса Анатолия Кукубаева «Огни Уфы». Композитор присутствовал на репетиции, слушал, давал советы, подбадривал музыкантов. Произведение Анатолия Кукубаева «Веселые джигиты», написанное специально для НОНИ РБ, как-то само собой стало визитной карточкой оркестра. Именно по данному произведению в республике стал известен этот коллектив. Вообще, для НОНИ РБ Анатолий Кукубаев написал и сделал переложения очень многих произведений, некоторые из них до сих пор лежат в библиотеке оркестра и ждут своего часа — пока на них просто не хватает времени.

Анатолий Кукубаев часто приходил на репетиции НОНИ РБ, чтобы послушать, как идет работа над его произведениями. Всегда чувствовалось, что он переживает за каждую ноту. Он ходил между музыкантами, прислушивался, иногда заглядывал в партитуру, делал замечания. Все его замечания были очень емкими и, как говорится, по делу, часто свои пожелания он выражал в шутливой форме. Но в этих шутках всегда чувствовались серьезность и требовательность.

Творческую жизнь Анатолия Кукубаева сопровождали различные оркестровые коллективы. Здесь можно вспомнить и годы службы в армии — духовой военный оркестр, и годы учебы. Позднее он в разное время являлся руководителем симфонического и народного оркестров Уфимского училища искусств, оркестра баянистов УУИ, самодеятельного оркестра при ансамбле народного танца Дома культуры имени Салавата Юлаева Уфимского приборостроительного завода. При работе с коллективами Анатолий Кукубаев всегда проявлял себя как человек творческий: делал переложения, писал собственные сочинения для этих коллективов. «Он работал с азартом» — любят вспоминать те, кому довелось музицировать под его руководством.

С оркестром русских народных инструментов при ансамбле народного танца Дома культуры имени Салавата Юлаева Анатолия Кукубаева связывала многолетняя творческая работа. Он начал руководить этим коллективом в 1964 году параллельно с работой в училище. В то время ансамблем танца руководил Геннадий Васильевич Анищенко. Коллектив «гремел» в те годы не только по всей республике, но и далеко за ее пределами. Тогда почти у каждого танцевального коллектива имелся инструментальный ансамбль для музыкального сопровождения выступлений. Ансамблю танца ДК имени Салавата Юлаева повезло особо — там существовал целый оркестр, в котором играло более тридцати музыкантов. Это был некий сплав духового оркестра и оркестра русских народных инструментов. Именно этим коллективом в 1964—1968 годы руководил Анатолий Кукубаев. Здесь он смог проявить себя не только как талантливый организатор и дирижер, но и как преподаватель — ведь оркестр был самодеятельным, и многим музыкантам не была знакома даже нотная грамота. Как композитор, Анатолий Кукубаев писал оригинальную музыку и делал обработки народных мелодий ко многим танцевальным постановкам специально для этого коллектива.

Его работа была по достоинству отмечена в 1967 году республиканской комсомольской премией имени Г. Саляма. Вручение награды совпало по времени с еще одним очень важным событием и в жизни Анатолия Кукубаева, и в культурной жизни всей республики. В 1967 году в Москве, в Кремлевском дворце съездов проходил Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Октябрьской революции. От нашей республики на фестиваль был отправлен ансамбль танца ДК имени Салавата Юлаева. Из всего предлагаемого репертуара был выбран танец «Пробуждение» на музыку Анатолия Кукубаева. Сопровождал выступление симфонический оркестр Большого театра, дирижировал Анатолий Кукубаев.

В 1968 году Анатолий Кукубаев перестает руководить оркестром, но творческие связи не рвутся. В 1980 году ансамбль народного танца был приглашен в Москву для участия в праздничных мероприятиях, посвященных Олимпийским играм. Специально для этого события был поставлен сюжетный танец «Огонь олимпиады» на спортивную тематику. В качестве музыкального материала Геннадию Васильевичу Анищенко нужны были мелодии песен Александры Пахмутовой. И он обратился за помощью к Анатолию Кукубаеву. Композитор с радостью откликнулся на эту просьбу и написал «Парафраз на темы Александры Пахмутовой» для симфонического оркестра. На эту музыку и был поставлен танец. Сам Анатолий Кукубаев не ездил на олимпиаду с танцевальным коллективом, но Александре Пахмутовой настолько понравилось его произведение, что она через танцоров передала композитору слова благодарности и свое высокое мнение о его творчестве.
Музыкант и педагог
Еще одной сферой деятельности, раскрывшей многогранный талант этого человека, стала педагогическая деятельность. Как талантливый педагог он проявил себя с самого начала преподавания в Уфимском училище искусств, где работал с 1964 года до самого конца своей жизни.

Как преподавателя его отличало тонкое музыкальное чутье, которое позволяло ему распознать в каждом ученике творческую индивидуальность. И, опираясь на нее, подобрать учебный репертуар и выстроить весь учебный процесс. Одним из важных факторов успешной педагогической деятельности, безусловно, являлось то, что Анатолий Кукубаевич сам прекрасно владел инструментом и всегда мог не только объяснить на словах, но и наглядно показать то, что требовал от учеников. В течение учебы Анатолий Кукубаевич старался дать своим ученикам не только навыки игры на баяне, но и развить их музыкально-художественный вкус. В классе специальности у него изучались различные стили и направления музыки, мировая классика, произведения советских композиторов, обработки народных мелодий. Включались в учебную программу и сочинения самого Анатолия Кукубаевича. Это, несомненно, помогало ему при работе с учащимися. Еще одно качество, которое отличало Анатолия Кукубаевича как преподавателя — это сочетание требовательности и яркого, взрывного темперамента, который, впрочем, уравновешивался в нем великолепным чувством юмора.

Любого преподавателя прежде всего характеризуют достижения его учеников. Имена учеников Анатолия Кукубаевича — это имена известных музыкантов, педагогов и культурных деятелей нашей республики: заслуженный артист РФ, заслуженный артист РБ, профессор, проректор и заведующий кафедрой народных инструментов УГАИ имени З.Исмагилова Раджап Шайхутдинов, заслуженный работник культуры РБ, преподаватель Среднего специального музыкального колледжа при УГАИ Николай Махней, заслуженный работник культуры РБ, заведующий отделом народных инструментов Учалинского музыкального училища Александр Беляев и другие.

Работа в училище искусств для Анатолия Кукубаевича не ограничивалась только преподаванием специального инструмента — баяна. Он в разное время был и руководителем отдела народных инструментов, и дирижером учебных оркестров, и преподавателем инструментовки.
Наследие
Когда Анатолий Кукубаев ушел из жизни, музыкальная общественность республики остро отреагировала на это. В прессе появилось множество статей о нем. В каждой из них между строк остро ощущается горечь потери. Многие из тех, кто работал с ним, ощутили это событие как большую личную утрату. Друзья, ученики, коллеги Анатолия Кукубаевича вспоминают о нем с теплотой. Память о нем жива в его композиторском наследии. Произведения, написанные Анатолием Кукубаевым для баяна, уже давно и прочно вошли в педагогический и концертный репертуар. Многие произведения записаны на радио и встречаются на дисках знаменитых баянистов. Его музыка продолжает звучать со сцены.

В ноябре 2003 года по инициативе Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, для которого Анатолий Кукубаев создал очень много произведений, в большом зале Башкирской государственной филармонии был проведен вечер памяти композитора. Эта был концерт-воспоминание, концерт-встреча. Звучали произведения композитора для баяна, оркестра. Выступали его коллеги, ученики, друзья. Прозвучало много теплых и трогательных слов о композиторе. Подобные вечера памяти прошли и на родине композитора в Бирском и Мишкинском районах республики.

В 2004 году на республиканском конкурсе молодых исполнителей на народных инструментах для баянистов обязательным условием было включение в конкурсную программу произведения Анатолия Кукубаева.

В Уфимском училище искусств имя Анатолия Кукубаева не забыто. В музее собраны его фотографии, газетные заметки и статьи о нем. В архиве библиотеки бережно хранятся рукописи композитора, на многих проставлены автографы, дарственные надписи. Отдел народных инструментов ежегодно проводит среди студентов конкурс имени Анатолия Кукубаева. В память о выдающемся деятеле башкирской культуры открыт класс имени Анатолия Кукубаева.

Р. Мавлютова "Я мыслю по башкирски. О творчестве композитора А.К. Кукубаева" Ватандаш №9 2005
 
 


Еще новости по теме:
  • Кусяков Анатолий Иванович
  • Александр Андреевич Цыганков
  • Евгений Петрович Дербенко
  • Николай Речменский
  • Дмитрий Калинин
  •  

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
     




    Notoboz.ru 2008